Почтовая переправа // Казань согласилась вернуть "Татарстан почтасы" в федеральную собственность, но не знает как
20 марта 2006 года

17 марта состоялось второе предварительное заседание Высшего арбитражного суда РФ по иску Росимущества к правительству Татарстана по поводу неправомерности преобразования ГУП «Татарстан почтасы» (ТП, республиканский оператор почтовой связи, объединяющий около 1,1 тыс. отделений) в акционерное общество. Как сообщил „Ъ“ начальник юридического управления ОАО ТП Юлдаш Мусин, суд назначил дату рассмотрения дела по существу на начало апреля, приняв к сведению информацию о том, что стороны обсуждают условия заключения мирового соглашения.

Справка "Ъ". В июне прошлого года Министерство земельных и имущественных отношений РТ утвердило план приватизации ТП (100% находится в собственности республики). Против этого выступила Россвязь, заявившая, что решение о самостоятельной приватизации ТП противоречит утвержденной правительством РФ «Концепции реструктуризации организаций федеральной почтовой связи», предусматривающей преобразование всех российских почтовых предприятий в филиалы ФГУП «Почта России». В конце января Кабинет министров РТ свои решением отменил постановление МЗИО о приватизации ГУП ТП с целью заключения мирового соглашения.

По мнению татарстанских представителей, отведенного судом времени вполне хватит, чтобы стороны окончательно договорились и представили на утверждение ВАС согласованный документ. В среду в Москве рабочая группа из представителей Кабинета министров РТ, Мининформсвязи РФ и Росимущества обсудила варианты мирового соглашения и назначила сроки по подготовке окончательного текста. «Мы планируем в течение недели подготовить базисные положения этого документа, учитывающие интересы обеих сторон, и по оптимистическому прогнозу подпишем его через две недели», — сказал „Ъ“ министр информатизации и связи РТ Фарит Фазылзянов. При этом он отказался уточнить позиции сторон.
Впрочем, суть предложений по разрешению конфликта известна. За несколько дней до заседания рабочей группы министр земельных и имущественных отношений РТ Валерий Васильев заявил, что республика готова передать весь пакет акций ТП в доверительное управление ФГУП «Почта России». «Скорее всего, для федералов выгоднее 100%-ный пакет акций взять в управление. Собственность пока наша, а управлять, рулить будут они — это один из вариантов мирового соглашения», — сказал министр. Дальнейший предлагаемый республикой сценарий предполагает обмен пакета акций ТП на долю в «Почте России» при планирующемся акционировании ФГУПа. Это предложение наотрез отвергает Москва. Заместитель директора правового департамента Мининформсвязи РФ Дмитрий Пархоменко в день заседания переговорщиков публично прокомментировал заявление татарстанского министра, заявив, что оно «идет вразрез с общей логикой процесса». По словам представителя федерального ведомства, поскольку «именно Российская Федерация отвечает за организацию и поддержание единого почтового пространства», имущество ТП «должно в полном объеме перейти в собственность РФ».
При таком противостоянии намеченные спорщиками сроки заключения мирового соглашения выглядят малореальными. Однако, как выяснилось, стороны обсуждают и другие варианты. Как сообщил „Ъ“ представитель МЗИО, республика готова передать ТП в собственность РФ. «Мы предлагаем передать в федеральную собственность весь пакет акций компании, а они (Росимущество — „Ъ“) уже могут передать этот пакет в ФГУП „Почта России“ в хозяйственное ведение», — сказал собеседник „Ъ“.
Вчера представители федеральных органов отказались комментировать свое отношение к этому предложению. По данным „Ъ“, этот вариант их не устраивает. «Они (федеральные органы — „Ъ“) не хотят брать в собственность ОАО, им нужно, чтобы это было ГУП», — сказал представитель МЗИО. По его словам, такой вариант осуществим только в случае ликвидации ОАО ТП, поскольку закон об акционерных обществах не предусматривает преобразования АО в госпредприятие. Судя по всему, детали именно этого пути, на котором настаивает Россвязь, стороны сейчас и обсуждают.

Татьяна КОРНЕЕВА, "Ъ - Волга-Урал"